Слово и фраза: Искать: Сортировать по:
Форумы на Sostav.ru / Конкурентная разведка / Комплексная экономическая безопасность – конкурентная разведка, маркетинг, PR и GR в одном флаконе.
Статья Нодирбека Бекмуратова

Profile
Дмитрий Петряшов©
Ride the lightning
Модератор
Постов: 2245
Дата регистрации: 08.08.2006
Комплексная экономическая безопасность – конкурентная разведка, маркетинг, PR и GR в одном флаконе.

«Успешный бизнес на 40% состоит из GR , на 40% из PR
и только на 20% из самого хорошо выстроенного бизнеса»
Олег Дерипаска

Введение.

Сегодняшние темпы развития бизнеса в России доказывают, что технологически оснащенная служба экономической безопасности – это не просто производственная необходимость, а инструмент для выживания бизнеса в целом. К сожалению, сами владельцы бизнеса нередко игнорируют эту необходимость, ссылаясь на то, что «это дорого и хлопотно, а тратить деньги на нечто, не касающееся напрямую притока финансов, не хочется». Однако у любого предпринимателя наступает момент, когда его бизнес обретает высокие темпы развития, становясь прибыльным и от этого все более привлекательным для «акул рынка». Конкуренты зачастую начинают свои атаки с того, что подрывают репутацию объекта интереса для последующего захвата. В прессе появляются статьи о «махинациях» руководства, о нарушении прав акционеров, о недоплаченных в бюджет миллиардах и т.д. В ответ, осознав свои просчеты и неподготовленность к подобным ситуациям, бизнесмен, с возгласами «все это ложь!», начинает суматошные попытки отстаивания собственной репутации, которая уже обошлась ему недешево и которую вдвойне дорого будет потерять.

Практически все компании рано или поздно осознают важность формирования собственной специализированной службы по мониторингу информационной среды вокруг своего бизнеса. Во многих компаниях эти ситуационные мини-центры, называемые на Западе «Службой конкурентной разведки», зачастую завуалированы под видом служб экономической безопасности, департаментов маркетинга или стратегического управления, отделов внутреннего и внешнего аудита и др. Активную и важную роль в обеспечении безопасности бизнеса играют также PR и GR-службы, последние из которых практически не афишируются и присутствуют лишь в очень крупных компаниях.

В данной статье мы коснемся деятельности тех подразделений компаний, которые принимают непосредственное участие в обеспечении комплексной безопасности бизнеса в целом.

Информационно-аналитическая разведка

Масштабное нашествие компьютеризации и интернетизации во все сферы деятельности повлекло за собой потребность в специалистах и технологиях, позволяющих быстро и качественно обрабатывать и анализировать большие объемы метаданных, поступаемых из Интернета и других разнородных источников.

Понятие «аналитическая разведка» для многих специалистов сегодня уже не ново. Основой основ этого процесса является регулярный мониторинг информационного пространства. Подобной деятельностью в современных компаниях занимаются практически все отделы, обеспечивающие экономическую безопасность бизнеса. Различными могут быть лишь задачи мониторинга, в то время как цель у всех одна, не всегда относящаяся к прибыли. Например, «безопасник» ищет врагов среди друзей, делая все, чтобы не допустить контракта и тем самым уберечь компанию от возможного мошенничества, маркетолог же - друзей среди врагов, он ищет тех, кто может заключить сделку, при этом балансируя между прибылью и пустыми затратами.

Сегодня мониторинг СМИ и Интернета можно заказать, отдав его на аутсорсинг. На рынке существует множество агентств, предлагающих подобные услуги за относительно небольшие деньги. Для этого компании-заказчику мониторинга необходимо лишь иметь собственного аналитика, т.к. без его компетентных заключений все «заказы» и результаты исследований могут быть ошибочными, что негативно скажется на принятии решения. НО! Тут есть и подводные камни. Все эти агентства - такие же рыночные игроки, как и компания-заказчик. И у них на первом месте стоят собственные финансовые интересы. Заключая соглашения на мониторинг информационных ресурсов, заказчик вынужден подробно объяснить агентству свои задачи, обнаружив при этом при этом собственные планы и слабые места. Во многих случаях заказчик может даже не узнать того, что исполнителя «перекупили» и ему «сливают» заказанный материал. Конечно, не все так плохо, многое зависит от специфики бизнеса. Тем не менее, рекомендуется подходить к подобным решениям отдачи своих информационных дел «на сторону» крайне осторожно.

Как упоминалось ранее, каждый предприниматель рано или поздно приходит к пониманию того, что безопасность его бизнеса может быть обеспечена лишь собственными, внутренними ресурсами. Обеспечив своих специалистов современными аналитическими инструментами, автоматизирующими их деятельность по сбору, обработке и анализу информации, регулярно появляющейся в информационном пространстве, руководитель получает значительное преимущество перед своими конкурентами, т.к. фактор скорости реагирования на происходящее на рынке является одной из немаловажных составляющих экономической безопасности. А наличие собственной информационно-аналитической системы полностью минимизирует возможность утечки данных на сторону. Менеджеры, владеющие подобными инструментариями конкурентной разведки и маркетинга, обеспечивают предприятию конкурентные преимущества и соответственно - лидирующее положение в своей отрасли.

Одним из ключевых персонажей в этом процессе является аналитик, от отчета которого во многом зависит принятие стратегического решения по развитию бизнеса. В его работе имеется единственный этап, который невозможно автоматизировать – написание аналитической справки по теме (персоне, компании, продукте, законе, регионе пр.). Остальные этапы работы необходимо максимально автоматизировать, т.к. ручной труд аналитика будет на вес золота, при этом ручной труд влечет также и потерю времени.

Автоматизация сегодня проникла практически во все сферы деятельности, единственным исключением пока остается экономическая безопасность. Это обусловлено тем, что до недавнего времени под безопасностью бизнеса понимались силовые методы решения экономических конфликтов. Информационные войны принято было относить к политике, но лишь в последнее время данное понятие начало тесно соседствовать с бизнесом. И тут стала очевидной неподготовленность многих игроков к подобным войнам. Российские олигархи еще в 90-х стали предпринимать шаги по обеспечению информационной безопасности своего бизнеса. Они, будучи связанными и с политикой и с бизнесом, старались поддерживать «хорошие» отношения с «четвертой властью», и практически каждый из них имел свою медиа-структуру, куда входили и теле- и радиоканалы, пресса и Интернет-ресурсы. В их информационных войнах Интернет являлся важным «виртуальным фронтом», для мониторинга которого специально создавались отдельные структуры. Как пример можно привести информационно—аналитическую службу Финансовой группы «МОСТ», специалисты по сбору и обработке открытой информации которой занимали почти весь 9 этаж сегодняшней мэрии Москвы.

Сегодня развитие информационных технологий привело к тому что появились специализированные системы, позволяющие автоматизировать именно эту, наиболее важную сферу деятельности – экономическую безопасность. На Западе подобные разработки давно имеют успех и активно используются представителями крупного и даже среднего бизнеса.

В России же этот процесс только начинает набирать обороты. Практически все руководители и владельцы бизнеса хотят иметь систему, которая позволяла бы в кротчайшие сроки обрабатывать гигабайты метаданных, выдавая не просто информацию, а конкретные знания. Многие из них начинают осознавать необходимость в оснащении своих специалистов подобными инструментами и технологиями, чтобы те, управляя системой и грамотно наполняя собственную базу данных компании необходимой информацией, способствовали тому, что на монитор или стол руководителя при запросе попадали лишь нужные знания в виде бизнес-справок, графических и текстовых отчетов, дайджестов и досье на объекты интереса. Формирование и регулярное наполнение единой базы знаний по объектам и темам интереса обеспечивает своевременное реагирование на активность или пассивность конкурентов, предпосылки появления новых законов и постановлений, смену ТОП-менеджемента у конкурентов и контрагентов и т.д.

Современные информационно-аналитические системы решают практически все задачи, о которых говорилось выше. Автоматизацию сбора информации из сети Интернет (электронные СМИ, сайты конкурентов, партнеров, контрагентов и госведосмств, блоги и т.д.) обеспечивают модули управления интернет-роботами. Автоматизированная обработка информации для преобразования ее в знания обеспечивается структурой создаваемых и настраиваемых баз данных, в которых объекты и факты хранятся с учетом их связей друг с другом. Для анализа данных и написания аналитической справки предоставляется возможность генерации различного формата отчетностей: это автоматически генерируемые справки-досье на персоны и организации, дайджесты прессы и событий, а также визуальные досье, называемые также семантическими сетями или графическими картами событий. Генерация семантических сетей является одним из самых успешных направлений в процессе разработки подобных систем. Это обусловлено тем, что подобное представление ситуации вокруг объекта интереса позволяет аналитику выявить явные и неявные связи. Аналитику, какого бы уровня он ни был, крайне сложно удерживать в голове картину, формирующуюся по результатам его исследований. Визуальное представление его видения ситуации позволяет обеспечить качественный анализ совокупности данных и внесения результатов анализа в отчетность. Во многих случаях аналитик так и поступает, рисуя себе на бумажках различные ромбики и квадратики, соединяя их при необходимости стрелками.

PR & GR технологии.

Для увеличения своего влияния на федеральном уровне, выхода на зарубежные рынки или проведения IPO российские компании проводят специальные информационные кампании, основной целью которых является отслеживание тональности упоминания компании в СМИ и других источниках, а также принятие мер по формированию благоприятного общественного мнения для достижения своих интересов.

Ярким примером этому может служить история о приобретении компанией Dubai Ports World, принадлежащей правительству ОАЭ, прав на управление портовыми терминалами на территории США. Несмотря на то, что сделка получила одобрение комитета по иностранным инвестициям США и ряда компетентных министерств, некоторые члены конгресса США заявили о том, что после перехода под контроль компании из ОАЭ порты могут превратиться в тыловую базу исламского терроризма. Эта полемика активно поддерживалась националистически настроенными СМИ США. В результате Dubai Ports World вынуждена была продать портовые терминалы в Америке. Причиной этому считается непродуманность стратегии PR-сопровождения. Подобная проблема существует и для России. Негативно настроенный к ней Евросоюз препятствует выходу российских компаний на его рынки, несмотря на постоянно растущий объем товарооборота и инвестиций.

Термин GR — довольно новое понятие для широкого круга представителей российского бизнеса, т.к. эта деятельность не афишируется, ВУЗы не готовят специалистов этого направления. GR – government relations, то есть служба связи с органами власти, без помощи которой не может осуществиться ни один серьёзный политический или бизнес-проект. Проще говоря – лоббизм. Однако не стоит под этим понимать банальный подкуп. «Джиарщик» должен выстроить тесные и благоприятные отношения между органами власти и своей компанией-работодателем. Конечно, специалистов этого направления в России не так много и все они практически знают друг друга в лицо. Однако каждый из них преследует интересы своего работодателя, что приводит к немалой конкуренции между ними.

«Джиарщик» являясь участником макроэкономических кампаний, для повышения эффективности своей деятельности должен не просто использовать все имеющиеся инструменты и технологии по работе с информацией, но и максимально автоматизировать свой труд. Важно отслеживать практически каждое, даже малозаметное проявление негатива/позитива, и сразу же соответственно реагировать, учитывая и анализируя действия всех участников процесса: начиная от представителей местной и федеральной власти, конкурентов, партнеров, контрагентов и кончая сотрудниками компании.

Для работы с подобным громадным объемом данных важно иметь в арсенале инструмент, способный обеспечить структурированное хранение знаний, полученных путем автоматизации сбора, обработки и анализа информации. Анализу должны быть подвержены результаты работы практически всех отделов, таких как экономическая безопасность, маркетинг и PR.

Заключение

Для российских компаний экономическая безопасность является не только экономическим фактором, но и политическим. Экономическая мощь каждого субъекта российского рынка, в совокупности дает силы для политических выходов на зарубежные рынки, что также приводит к развитию отечественного бизнеса.

Немаловажную роль в этом играет здоровая конкуренция. Ведь она, как всем известно, – есть залог развития. Использование же современных программных разработок для автоматизации деятельности специалистов по работе с информацией обеспечивает владельцам компаний повышение эффективности развития и, что самое главное, - экономическую безопасность бизнеса.

Аналитики СМИ и Интернета, сотрудники отделов экономической безопасности и конкурентной разведки, PR- и GR-служб, прочих информационно-аналитических подразделений в настоящее время остро ощущают потребность в автоматизации, т.к. ручной труд в их работе может повлечь недопустимые ошибки и как следствие – принятие ошибочных стратегически важных решений.

Для обеспечения совокупного анализа разнородных неструктурированных данных необходимо использовать комплексные технологии, которые в единой разработке, объединяют все функциональные возможности для работы с метаданными. Комплексность также обусловлена тем, что использование нескольких систем, разработанных разными компаниями, может повлечь за собой большие финансовые затраты на доработку и потерю времени на поиск интегрируемых компонентов.

Принимая во внимание эти аспекты бизнеса, в последние годы современные разработчики информационно-аналитических систем особое внимание уделяли наличию функциональных решений в едином комплексе. Это привело к тому, что сегодня на рынке появился ряд разработок, решающих практические все вышеуказанные задачи. Но о них – в следующих статьях. Удачи.

взято отсюда: http://blog.liga.net/user/nbeckmuratov/article/2082.aspx
--------
Маркетинг и конкурентная разведка

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 27.12.2008 17:28
цитата
В настоящий момент эту тему просматривают: участников - 0, гостей - 1.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме


Форумы на Sostav.ru / Конкурентная разведка / Комплексная экономическая безопасность – конкурентная разведка, маркетинг, PR и GR в одном флаконе.
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
Rambler's Top100   18+   Словарь маркетинговых терминов