Слово и фраза: Искать: Сортировать по:
Форумы на Sostav.ru / Маркетинг / ... зонтичный бренд
про нанотехнологию

Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Нано как предчувствие

Во всей истории с нанотехнологиями есть один аспект, которому уделяется мало внимания.
Речь о том, какую общекультурную роль им отводят, кто и зачем этим занимается. «Я не думаю,
что кого-то поражу этой мыслью: совершенно очевидно, что в ближайшие годы развитие
нанотехнологий способно изменить облик человечества, изменить нашу жизнь»
- сказал на Втором нанофоруме Дмитрий Медведев.
Попробуем ответить на вопрос - как возникла такая мысль?
Начну с банальностей. Развитие науки и техники давно считалось локомотивом цивилизации.
Сейчас почему-то принято считать, что пик светлой веры в прогресс пришелся на XIX век,
а потом все омрачили мировые войны, атомная угроза, Чернобыль и возникло кризисное мироощущение.

Это взгляд интеллектуалов. С точки зрения обывателя транспорт, связь, медицина и прочие блага
сделали жизнь лучше, интересней и веселей. Да, по какому-то индексу счастливей всех живут
туземцы на атолле. Но вряд ли мы согласимся влиться в их коллектив. Все довольны технологиями.
И все понимают, что их появлением мы обязаны области исследований и разработок. Конечно, мало кто
представляет в деталях путь от Перельмана к поролону, скорее, есть какие-то общие представления о процессе.
Сначала ученые открыли какое-то излучение, затем подключились военные, и вот уже готова микроволовая печь.

Причем технологии в XX-XXI веках совершенствовались настолько быстро, что на долю каждого
поколения пришлось несколько научно-технических революций. Недавно я слушал лекцию Владимира Долгова,
главы русского Google. Он сообщил, что мы живем в эпоху пятой такой революции.
Все уже привыкли к масштабу изменений, которые принесли, скажем, телефон или авиация.
Сейчас всю нашу жизнь на глазах меняет Интернет.

Когда в мире с огромной скоростью творятся такие дела, желание предугадать ход истории
и повлиять на него достигает апогея. Однако предшествующее развитие цивилизации изменило ее саму.
Правительства, общества и наука стали другими. Мир завоевали массовая культура, новые потребности
и новые формы духовности. Технологический прогресс породил целую индустрию по его изучению.
Наука стала многообразной, а чиновники стали все активней требовать от нее практических результатов.
Все эти изменения потребовали научно-футурологической концепции нового типа, и такой концепцией
стала нанотехнология, которая должна затмить IT в роли двигателя прогресса.

Ключевое слово здесь «должна». Нанотехнология пока вечно молодая, она всегда «способна изменить
в ближайшие годы». Будущее, которому больше 20 лет. Главным пророком нанотеха стал Эрик Дрекслер,
еще в 1986 г. выпустивший книгу Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology.
В основном речь в ней шла о нанороботах-ассемблерах (в т.ч. знаменитой серой слизи),
которые собирают себе подобных из молекул - с совершенно удивительными последствиями.
Дрекслер же привлек внимание к популярной ныне работе Ричарда Фейнмана There's Plenty of Room at the Bottom,
до этого сравнительно малоизвестной. Так нанотехнологии получили нобелевского лауреата, «отца»,
предсказавшего их еще в 1959 году, и вписанного в их историю гораздо позднее. Немаловажно,
что пророчества Дрекслера – часть широкого контекста американской футурологии и научной фантастики.
Предисловие к «Машинам создания» написал Марвин Мински, друг Айзека Азимова и консультант
«Космической одиссеи-2001».

Другой обладатель Нобеля Ричард Смолли в 2001 году через Scientific American разъяснил нации
невозможность (пока) создания таких роботов, но их красота к тому времени овладела умами многих.
Тем более, что у всех на слуху были поразительные возможности сканирующей зондовой микроскопии,
открытые в 1980-е. Нанороботы и нанотехнологии плотно вошли в арсенал аналитиков-консультантов,
футурологов, исследователей сингулярности и техно-ньюэйджевых групп, а также ряда российских специалистов.
Несколько маргинализирововшийся Дрекслер до сих пор строит всяческие дорожные карты и надеется,
что они будут особенно интересны «смотрящим вперед азиатским странам, стремящимся к переменам».

Кстати, Смоли тоже не чужд пафоса спасения человечества, но его подход несколько реалистичней.
Перед Землей стоит 10 вызовов и пять из них способны преодолеть нанотехнологии.
Правда, у профессора выходит, что нехватка чистой воды важнее нехватки еды, но это простительное
заблуждение (ультрадисперсные порошки и мембраны фильтруют жидкости уже десятки лет,
а еда – это не нано, а биотех).

Когда в 1989 году Дон Эйглер сложил буквы IBM из 35 атомов ксенона, казалось, прометеевские
высоты уже близко. В силе и потенциале нанонауки убедили всех. Однако прошло 20 лет и достижения
нано в деле «изменения облика человечества» в сравнении с IT малы как нанометр рядом с метром.
Чем отличается электронное письмо от обычного? А чем отличается сигарета с обычным фильтром
от сигареты с «нанотеком»?

Американский National Science Foundation финансировал исследование Nano-Hype,
предисловие к которому написал архитектор нанопрограммы США Михаил Роко.
В итоговой книге говорится, что большинство имеющихся на рынке «нанотоваров»
- плод легкого видоизменения обычного материаловедения.
А сам рынок пока состоит из продавцов не очень сложных нанотрубок, нанопроволоки и т.д.,
и если он будет развиваться дальше в том же направлении, хайтек уступит место маркетингу.
До выпуска продукции, подразумевающей полноценное манипулирование отдельными атомами и молекулами,
ще далеко. Пока «саму жизнь меняет» всего лишь устойчивая к царапинам краска.
Тем не менее, слово «нанотехнология», как заключает автор, по-прежнему соотносится с самыми
амбициозными проектами типа дрекслеровских нанороботов-самосборщиков. Налицо расслоение желаемого и наблюдаемого.
Вездесущих нанотехнологий не видно не только простым людям.

В книге прямо говорится об опасности образования «нанопузыря», стремлении ученых и предпринимателей
получить финансирование под модный концепт. Это стремление - одна из главных причин расцвета
ожиданий великих перемен. Есть много других. Все вместе они позволяют считать, что если бы
нанотехнологий не было, их бы стоило придумать.

Например, вторая причина – невероятное обилие аналитических центров, с выгодой штампующих
отчеты с громкими названиями, посредников, устраивающих обсуждения опасности серой слизи
в гражданском обществе, наноблогов и мини-СМИ, ассоциаций и фондов с их прогнозами
на 30 лет вперед и слабо обоснованными объемами будущих рынков. Это не академическая среда,
и контролировать качество в ней очень сложно. Замечу, отчеты и предсказания появления
разнообразных суперпривлекательных технологий множатся в эпоху, когда правительства особенно
боятся опоздать к разделу высокотехнологичных прибылей.

Третья причина – тесная взаимосвязь нано и сверхмодных, но пока дорогих зеленых технологий:
солнечных батарей, опреснения и т.д. Озеленение ныне претендует на новую идеологию, особенно в Европе.

Четвертая, уже упоминавшаяся – нанотехнологии служат базой для существенной части нью-эйдж мировоззрения.
Есть и термин Nanotech Age, весьма популярный. Он встречался еще в игре SimEarth 1992 года выпуска.

Пятая: нанотехнологии – зонтичный бренд, охватывающий в своих нынешних расширительных трактовках
широчайшее предметное поле. При таком размахе шансы на успех хотя бы в паре областей весьма высоки.

Наконец, кормить обещаниями после денежных вливаний просто необходимо, этим занимается не только
Дмитрий Медведев, но и NSF. Вскочив в мировой нанопоезд, надо ехать.
Говорят, до первых достопримечательностей недалеко.

Конечно, нанотехнологиями плодотворно занимается множество замечательных ученых и предпринимателей.
Но им, кажется, вся эта шумиха не только помогает, но и мешает.

Иван Стерлигов, ГУ-ВШЭ, специально для STRF.ru

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 21.10.2009 21:27
цитата
Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Все старые темы начиная с 3 страницы ветки закрыты для обсуждения.
Так что апить (возвращать теме актуальность) не получится. Как быть?
Если есть необходимость вернуться к обсуждению вопроса, клыц мышкой
вот и новая песня о старом и ответы на ваши вопросы участников форума.

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 12.11.2010 01:13
цитата
Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Все старые темы начиная с 3 страницы ветки закрыты для обсуждения.
Так что апить (возвращать теме актуальность) не получится. Как быть?
Если есть необходимость вернуться к обсуждению вопроса, клыц мышкой
вот и новая песня о старом и ответы на ваши вопросы участников форума.

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 13.11.2010 00:54
цитата
В настоящий момент эту тему просматривают: участников - 0, гостей - 1.
Тема является закрытой на добавление сообщений!


Форумы на Sostav.ru / Маркетинг / ... зонтичный бренд
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
Rambler's Top100   18+   Словарь маркетинговых терминов