Слово и фраза: Искать: Сортировать по:
Форумы на Sostav.ru / Маркетинг / Что маркетологу хорошо, то тинэйджеру смерть.
Игорь Березин vs Геннадий Козарь

Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
«ШКОЛА» ВАЛЕРИИ ГАЙ ГЕРМАНИКИ или ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ПОДРОСТКОВ и ДЕТЕЙ НА TV
Часть 1.
Когда шум затих, а эмоции сошли на нет – самое время проанализировать скандальный маркетинговый
ход со стороны центрального телеканала. Начнём с того, что как полнометражный фильм «ВСЕ УМРУТ,
а я ОСТАНУСЬ», так и многосерийный фильм «ШКОЛА» - это находка для маркетологов.
Это антропологический срез поколения. Качественное (в смысле характеристики социологического
изучения как разновидности), полудокументальное, художественное исследование, которое не может
не натолкнуть на инсайты* для коммуникационных кампаний, где целевой аудиторией, прежде всего,
являются старшеклассники и студенты младших курсов.

Фильм рекомендован всем маркетологам, рекламистам и PR-профи, но он противопоказан школьникам.
Причины противопоказания имеют коммуникационные истоки. «Что общего между «ШКОЛОЙ» и маркетингом?»,
- спросите Вы. Максимально точно проблему сформулировал продюсер и сценарист АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ:
«Детям адресовано взрослое высказывание». А что происходит в таком случае с целевой аудиторией,
мы с Вами знаем. Или нет?..


*Инсайт - в переводе с английского означает буквально «способность проникновения в суть».
В маркетинге, рекламе и PR – озарение, глубинная мотивация поведения, не лежащая на поверхности.
Само по себе исследование никаких инсайтов не содержит [определение взято из книги «Человечный маркетинг»].

Кто не согласен – пусть попробует меня переубедить: я открыт к самой безжалостной и острой критике :)
© ГЕННАДИЙ КОЗАРЬ

Инструкция по маргинальному поведению
«ШКОЛА» как mesasage ставит проблему и усугубляет её. Согласитесь, спровоцировать человека, который
легко поддаётся на провокации или находится в данный момент в эмоциональном взвинченном состоянии
– легче. Так и в случае с анализируемым худпродуктом (не от слова «художественный», а от слова «худо»:
сбросив его как гуманитарную помощь на тех, чья психология отторгает лечебные свойства «ШКОЛЫ», он
превратился для тинэйджеров в яд. Ведь в противопоказаниях лекарственных препаратов всегда пишут о
возрасте пациентов. Так и маркетолог учитывает в разрабатываемой программе широкий спектр характеристик
целевой аудитории.

Противопоказанием, в случае с этим телепроектом, является ранний биологический или психологический
возраст. Именно поэтому, выбрав массовый канал коммуникации для трансляции этого информационного
потока под знаком Стикса, авторы проекта превратили худпродукт в оружие массового поражения.
«ШКОЛА» - это не гротеск - это форсирование антагонизма.

Что происходит с самой ЦА** и результативностью воздействия (в данном случае информационной войны
против школьников), когда сообщение поступает не той ЦА, или ЦА, которая не готова его воспринять
в соответствии с замыслом отправителя – в нашем клиническом случае – всех тех, кто дал добро на
трансляцию сериала в 18.20…

…Что происходит в этой ситуации с ЦА и эффективностью коммуникационной кампании (сериал «ШКОЛА»)
– знает любой вменяемый специалист в области маркетинга, рекламы и PR: результат воздействия в
корне (вплоть до диаметрально противоположного) отличается от ожидаемого, а реакция ЦА следующая:
она делает не то, что бы мы хотели. НЕ ТО, на что мы надеялись и во что были инвестированы время,
деньги и энергия. Если это неадекватное стимулирование сбыта или реклама – люди не купят товар или
дадут заниженную оценку Вашему продукту. В случае со «ШКОЛОЙ» - это усиленное притяжение подростков
к асоциальным прототипам поведения.

Художественные достоинства, что сериала, что его полнометражной версии – безусловны. Автор статьи
полагает, что обе картины весьма и весьма талантливы и заслуживают внимания… исключительно старшего
поколения, то есть «не детей»и «не подростков» – хотя бы по условному возрастному признаку.
Условно говоря, это не для тех, кому ещё нет 20.

Однако речь в статье, как Вы уже поняли, пойдёт не о художественных достоинствах, а о том, что
прочтение, интерпретация, восприятие этой картины детьми и подростками практически предопределено
в основной своей массе. В связи с чем телесериал представляет для них не надуманную,
а весьма реальную угрозу.

Это информационная война в чистом виде с целью решения совершенно иных задач, нежели те, что
декларируются, под прикрытием года педагога в России. По профессиональным меркам столь циничную
и разрушительную для российского общества коммуникационную кампанию мы не имеем права обойти
своим вниманием.

Мою точку зрения разделяют врачи и психологи, утверждая, что подобный кинопродукт вредит детской
психике. Уполномоченный по правам человека в Москве и педагог Евгений Бунимович опасается, что
подростки могут воспринять этот сериал как инструкцию по маргинальному поведению.

Отсюда становятся очевидны причины, по которым я написал эту статью.
Поводом послужило осознание потенциального размера социально-психологических разрушений среди
людей нашей страны школьного возраста, которые будут смотреть это кино. Цель данной статьи –
не найти виноватых и даже не остановить трансляцию сериала «ШКОЛА» в «детское» время, оставив
только позднее вещание. Я трезво мыслю и прекрасно понимаю, что если это не смогли сделать
депутаты Госдумы, а сам премьер лояльно отнёсся к данному телепродукту, то о чём может быть речь?

Известный вопрос гласит: «Против кого дружите?» Глядя на сцены из «ШКОЛЫ» хочется спросить:
«Против кого воюете?» Ответ становится не поверхностно очевидным, если мы учтём время трансляции,
её частоту и ЦА, который посвящён этот развесёлый телепроект.

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 07.06.2010 17:39
цитата
Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Часть 2
[тут - http://gena-kozar.livejournal.com/38125.html]

Часть 3
[тут - http://gena-kozar.livejournal.com/38612.html]

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 07.06.2010 17:43
цитата
Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Поскольку ни другие ассоциации, ни даже родная Гильдия Маркетологов не уполномачивали меня
давать какие-либо комментарии по этому вопросу от лица профессиональных сообществ отвечать
буду как: исследователь и консультант, специалист по экономической истории и аудиту маркетинга,
автор книг и ведущий семинаров. Т.е. – лично.

Уважаемый Геннадий! Очень приятно, что молодой специалист в области маркетинга, рекламы и PR
столь озабочен вопросом социальной ответственности СМИ. Однако, я вынужден выступить в резкой
оппозиции поскольку полагаю, что в основе вашей позиции лежат ложные посылы, подкрепляются они
подтасованными доказательствами, ратуют за опасные цели, а ведут к обратным результатам.
Остановлюсь на каждом из моих утверждений подробнее.

Ложные посылы.
Вы, очевидно, исходите из предположения о том, что средства массовой информации, и в особенности
телевидение является «властителем дум»: мощнейшим транслятором смыслов, образов действий, стилей жизни.
Возможно, когда то очень давно - это и было похоже на правду. Но лично я не застал эти времена.
Однако, преувеличение возможностей СМИ является весьма устойчивым мифом. Не без выгоды для себя
поддерживаемым рекламным сообществом.

Признавая постепенно снижение эффективности массовой рекламы и – особенно телерекламы некоторые
из нас все еще поддерживают миф о том, что с помощью телевидения можно заставить людей принять
или отвергнуть какие-то элементы образа и стиля жизни. И это несмотря на то, что год за годом все
мы получаем убедительные доказательства обратного. Достаточно ли будет двух примеров?

В СССР тема секса, а уж тем более тема подросткового секса была жестко табуирована во всех СМИ,
включая телевидение. Оно, кстати говоря, находилось под жестким идеологическим контролем со
стороны ЦК КПСС. Означает ли это, что «секса в СССР не было», как это заявила участница одного
из первых «телемостов» во второй половине 80-х годов прошлого века?
Медики (в первую очередь – винерологи) свидетельствовали, что первый сексуальный опыт подростки
70-х и 80-х годов приобретали в 14-17 лет. Девушки – немного пораньше, юноши – немного попозже.
При этом ежегодно более 300 тысяч девушек моложе 18 лет (только в России – РСФСР) рожали, а
более 500 тысяч делали аборт.

В начале 90-х годов прошлого века и в России, и в Украине было крайне либеральное отношение
к рекламе алкоголя и табака, распространявшееся даже на центральные каналы телевидения.
Рекламу водки и пива можно было видеть в любое время дня и практически в неограниченном количестве.
Украина сохраняла ультра- либеральный подход до позапрошлого года, а в России с началом нового
века пошли по пути ужесточения ограничений вплоть до запрета рекламы крепкого алкоголя и табачных
изделий на телевидении, ограничения времени трансляции рекламы пива и запрета на использование
в этой рекламе каких бы то ни было образов людей и животных. Потребление алкоголя и табака
(в т.ч. – со стороны подростков) в России и Украине практически одинаково и развивается по своим,
практически параллельным траекториям. Вплоть до 2008-го года это был рост (большой) потребления
пива и снижение (небольшое) потребления водки; а в 2009-м году в России снизилось потребление пива.
Но это «заслуга» не высокоморального телевидения, а экономического кризиса. Потребление же крепких
спиртных напитков, увы, выросло. А потребление табачных изделий (очень высокое) стабильно на
протяжении последних десяти лет.

Итак, возможности телевидения влиять на зрителей, включая детей и подростков, как в положительном,
так и в отрицательном смысле весьма ограничены. Если не сказать – ничтожны.

В своей статье вы пишете, что в сериале «…наблюдается Продакт Плейсмент целых товарных категорий».
Видимо полагая, что Продакт Плейсмент это какой-то супер эффективный инструмент продвижения товаров
и услуг, и даже целых товарных категорий. А между тем, эффективность этого самого Продакт Плейсмент
отнюдь не доказана. Вернее доказано обратное – эффективность Продакт Плейсмент не встроенного в общую
систему продвижения бренда стремится к нулю. Знаете ли вы, что единственное специализированное на
Продакт Плейсмент агентство в нашей стране, открытое в 2003-м году было закрыто два года назад именно
как «бесперспективное».

Подтасованные доказательства
Особенно меня удручает, что для обоснования своей гражданской позиции вы привлекаете более чем
сомнительные доказательства.

В одном месте вы ссылаетесь на Малкольма Гладуэлла, который со ссылкой на некие исследования утверждал,
что будто бы «число самоубийств возрастает всякий раз, как СМИ описывают подобные случаи».
Причем возрастает число самоубийств, совершенных именно тем способом, который описывается в СМИ.
Это очередной вредный миф, типа пресловутого 25-го кадра, влияющего на подсознание. Для разоблачения
этого мифа, созданного 50 лет назад и основанного на подложном исследовании, потребовалось почти 25 лет.
Четверть века. Но и сегодня остаются те, кто верит, что с помощью 25-го кадра можно повысить продажи
чипсов и лимонада. С самоубийствами ситуация такая же. Возрастает не число самоубийств, а количество
сообщений о них в СМИ. Видя интерес публики воплощающийся в росте тиража и / или рейтинга у коллег –
конкурентов, другие СМИ начинают публиковать аналогичные сообщения. Но, о рейтинге – чуть позже.

Если вы серьезно интересуетесь проблемой самоубийств, то ее изучение я советовал бы начать с книги одного
из основателей социологической науки Эмиля Дюркгейма, который на богатейшем статистическом материале
Франции 19-го века провел скрупулезное научное исследование данной проблемы в своей книге «Самоубийство».
В ней развенчаны многие мифы, которые, однако, демонстрируют свою живучесть и спустя столетие после
выхода монографии Дюркгейма.

Следуя вашей (и Гладуэлла) логике надобно запретить и демонстрацию фильмов типа «Такси» 1,2,3,4,
т.к. после их просмотра неизбежно должно возрастать количество водителей – лихачей и ДТП с
тяжелыми травмами. Статистика ГИБДД этого, правда, не подтверждает.

Вы пишите – «Если бы до и после «ШКОЛЫ» исследовательская организация изучила бы социально-психологическую
ситуацию в школах России, то в большинстве из них она бы обнаружила, что уровень деструктивизма
среди школьников подскочил.». В начале этой вашей фразы стоит частица «если», указывающая на гипотетичность
ситуации. Т.е. вы вроде бы отдаете себе отчет в том, что речь идет о сослагательном наклонении.
Однако, дальнейшие рассуждения делаются таким образом, как будто такое исследование действительно
было проведено и его результаты действительно подтвердили вашу точку зрения. А между тем гипотезы,
которые выдвигаются перед началом проведения честного исследования на то и являются гипотезами,
что в ходе проведения исследования они могут как подтвердиться, так и быть опровергнутыми. По моему
мнению, если бы такое честное исследование (очень трудное) действительно было проведено, оно -
скорее всего, не подтвердило бы посыла о росте уровня деструктивизма.

Вы пишите, что «…после показа сериала «Бригада» - по стране прокатился ураган новоявленных «бригадиров».
Это, простите меня, - вздор. Как после «Крестного отца» Копполы не произошло возрождения (да хотя бы
и легкого оживления) сицилийской мафии, так и «Бригада» (и десятки менее удачных теле- проектов) не
оказала абсолютно никакого влияния на развитие криминальной ситуации в России. Я не хочу сказать, что
она (ситуация) хорошая. Она просто другая. Тема скинхедов не находится в фокусе СМИ, однако это одна
из самых проблемных областей нашего криминального ландшафта.

Опасные цели
Видимо вы принадлежите к тому счастливому поколению, которое не застало тотального контроля со стороны
государства за средствами массовой информации, свободой слова и творчества, самовыражения и занятости,
передвижениями граждан. И не цените эти свободы.

По крайней мере так, как это ценим мы, те кто помнят что такое милицейские облавы по будням в кинотеатрах;
какие унижения надо было пройти для того, что бы получить разрешение на поездку в Болгарию; чего стоило
выстроить «цепочку родственных обменов квартир». Кто застал времена, когда неугодных деятелей культуры
сажали в тюрьму за тунеядство; кто знает смыл словосочетания «репрессивная психиатрия», кто помнит как
надо было взвешивать каждое свое публично сказанное слово, чтобы вольное и невольное отклонение от
«линии партии и правительства» не обернулось жирным крестом на карьере и благополучии семьи.
Как говорится: «что имеем не храним».

Конечно, живя в современном обществе, приходится идти на ограничение некоторых свобод и принятие ограничивающих правил. Во имя безопасности. В тех областях, которые затрагивают высшие государственные интересы (всех нас) и вопросы
международных отношений. Но не во имя же потакания чьим-то вкусам и мнениям, к тому же основанным на мифах
и ложных посылах. Да пусть даже это было бы и «научно обоснованное» мнение «морального большинства».

Я тут в очередной раз, с огромным удовольствием, пересмотрел давнишний (1997-го года) фильм Милоша Формана
«Народ против Ларри Флинта». Фильм основан на реальных событиях жизни издателя журнала «Пентхаус». Сюжет
фильма разворачивается вокруг конфликта между весьма уважаемым американским проповедником, который счел
себя оскорбленным и скандалистом, дебоширом, матершинником издателем порнографического журнала. Выступая
в Верховном Суде США Флинт (устами великолепно сыгравшего его Вуди Харельсона) говорит – «…Первая поправка
(о свободе высказываний) защищает всех нас, каждого американца. Если она защитит такое дерьмо как я
(прямая цитата), то она защитит каждого из вас…».

Статья 29 Конституции Российской Федерации гласит:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда
социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

И, в отличии от вас, Геннадий, я очень рад, что высшие государственные чиновники не пошли в данном вопросе
на нарушение буквы и духа Конституции РФ в угоду тем, кто мнят себя «моральным большинством».

Лично мне не интересен сериал «Школа». Выражаясь профессиональным языком – я не являюсь ЦА этого сериала.
Не близка мне и эстетика других произведений этого режиссера. Но право на художественное высказывание
даровано Гай Германике (и всем нам) Конституцией нашей страны.

Обратные результаты
Очевидно, что шумиха, затеянная в СМИ вокруг сериала, объявленного скандальным еще до его выхода, была
инициирована продюсерами и руководством 1-го канала. Очевидна и цель – привлечение внимания и повышение рейтинга.

В отличии от инструментов, сомнительных в своей эффективности, скандал и широкое его освещение вот уже много
лет неизменно доказывает свою эффективность в качестве средства продвижения видео- продукта. Благодаря
скандалу глубокий, серьезный, довольно занудный фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» десять
лет назад получил в 2-3 раза большую теле- аудиторию в России, чем можно было бы рассчитывать исходя из
данных о распределении зрительских интересов. Благодаря скандалу тяжелая мелодрама «Дура» пять лет назад
вообще попала в широкий кинопрокат и смогла хоть что-то собрать. Благодаря скандалу познавательная программка
«Про это» на пике своей популярности собирала большую аудиторию, чем все нынешние «сексы с кем попало»
вместе взятые. Скандал добавил несколько пунктов рейтинга и пресловутому теле-проекту «Дом».

Если Геннадий и противники сериала «Школа» действительно хотели бы снизить ущерб, который по их мнению этот
теле- продукт наносит подросткам, то лучшей тактикой было бы его игнорирование и всяческое уклонение от
обсуждения темы. А не участие в скандале, не имеет значения в каком качестве. И уж тем более не требование
его запрета, если вдруг оно даже и будет исполнено, то результатом станет только рост продаж на DVD дисках
и скачивания через интернет. Т.е. – увеличение коммерческой отдачи от проекта.

И в заключении. Ваше обращение к профессиональным сообществам были бы куда более действенными, если бы вы
сами были членом одного из (а возможно – и нескольких) профессиональных объединений. Тогда, для начала вы
могли бы инициировать «внутрипартийную дискуссию».

ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Статья опубликована в журнале Marketing pro №3 за 2010 г.

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 07.06.2010 17:56
цитата
Profile
GAAS©

Модератор
Постов: 3643
Дата регистрации: 11.01.2008
Все старые темы начиная с 3 страницы ветки закрыты для обсуждения.
Так что апить (возвращать теме актуальность) не получится. Как быть?
Если есть необходимость вернуться к обсуждению вопроса, клыц мышкой
вот и новая песня о старом и ответы на ваши вопросы участников форума.

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 13.11.2010 00:48
цитата
В настоящий момент эту тему просматривают: участников - 0, гостей - 1.
Тема является закрытой на добавление сообщений!


Форумы на Sostav.ru / Маркетинг / Что маркетологу хорошо, то тинэйджеру смерть.
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
Rambler's Top100   18+   Словарь маркетинговых терминов